Бронзовый век    
       
  Бронзовый век    
       
 

НОМЕРА:

1998 весна № 22.Традиция и традиционализм


199? весна № 23. Сказка и инициация


 
 
  Иван Ночнин

«БРОНЗОВЫЙ ВЕК»: КРАТКО О ГЛАВНОМ

       История «Бронзового Века» как журнала начинается в ноябре 1993 года, когда студенты-литературоведы 1 курса Нового гуманитарного университета решили выпускать своё ежемесячное издание. Дело было на мастерской Льва Аннинского, где студентами верховодил чудной, но, безусловно, талантливый староста Олег Фомин. Никого из участников тогда особенно вопросы идеологии не интересовали. Авторы были самые разные: от либералов (Антон Красовский) до ариософов (Олег Грановский). Единственное, что объединяло участников тогдашнего «Бронзового Века» так это пассионарное, даже, пожалуй, мессианское литературное самосознание. Было оно в том числе и у либералов (как это ни странно.) Название для движения предложил поэт-однокашник Ярослав Кузнецов. Ход его мысли в общем-то понятен любому, мало-мальски интересующемуся литературой: сначала был Золотой Век русской литературы (Пушкин, Лермонтов, Боратынский), потом — Серебряный Век (Вяч. Иванов, Гиппиус, Брюсов, Блок и т.д.), следовательно впереди — Век Бронзовый. И поэтому, конечно, участники «Б.В.» ощущали себя своего рода потенциальными субъектами этого грядущего литературного движения.
       Журнал, поначалу выходивший мизерными тиражами (от 10 до 50 экземпляров), исключением был разве что 4-й номер (февраль 1994), отпечатанный в университетской типографии тиражом 100 экз., так вот, журнал стал стремительно увеличиваться в объёме, но не менее стремительно падала и его регулярность. На настоящий момент «Б.В.», приближающийся по объёму к 300 страницам (при формате A4), выходит реже, чем 1 раз в год.
       «Архаика» заканчивается примерно на 6-7 (сдвоенном номере). С этого времени журнал становится не только платным (до этого распространялся он исключительно среди своих, то есть был внутренним), но и обнаруживает некоторые характерные стилистические и идеологические черты, которые станут доминирующими впоследствии.
       «Старый» «Б.В.» — это строенные номера (8-10, 11-13, 14-16, 17-19). На этом этапе он ещё продолжает оставаться студенческим журналом, но здесь уже начинают сотрудничать и «люди со стороны», то есть, на тот момент, не только студенты, но и их преподаватели — всё тот же Лев Аннинский, известный писатель Андрей Кучаев, метаметафорист, один из «граждан ночи» Сергей Преображенский. Бессменный главный редактор, Олег Фомин, определяет (может быть, несколько наивно) специфику тогдашнего журнала как «мистическую». Тогдашняя идеология журнала — эзотерическая монархия. Хотя, в общем-то идеология с эзотерикой несовместима, поскольку всегда является чем-то внешним по отношению к знанию «для немногих».
       Поскольку журнал с этого времени всерьёз начинает интересоваться: «а кто же наш читатель?» (до этого таких вопросов не возникало, так так «Б.В.» всё ещё оставался «для внутренннего пользования»), то появилась необходимость всерьёз заняться журнальной политикой. Политика была нехитрая: продвигать «молодых» (Олег Грановский, Олег Фомин, Юрий Горский, Илья Вавилин, Андрей Мирошкин, Аркадий Малер), заинтересовывать «стариками». О последних немного позже.
       С 22 номера (1998 год) «Бронзовый Век» (как журнал традиционалистский и монархический) начинает участвовать в глобальном евразийском проекте Нового университета. В это время из par excellence поэтического журнала он превращается в академическое издание, каждый номер которого претендует на статус энциклопедии и справочника по тому или иному вопросу (22№ «Традиция и традиционализм», 23№ «Сказка и инициация», следующий 24№ будет посвящён «Левому дискурсу»). Но «Бронзовый Век» к тому же и «контекстный», «атмосферный» журнал. Это не голые тексты. Оформление журнала даже, пожалуй, чересчур избыточно, «барочно».
       В некотором смысле «Бронзовый Век» — журнал контр-элиты. Своими союзниками он мыслит преимущественно различные периодические издания «Арктогеи» — в первую очередь «Элементы» и «Милый Ангел» Александра Дугина, а также «Splendor Solis» Евгения Головина, затем «Волшебную гору». Также — издательство «Беловодье», с которым, впрочем, расходится лишь в силу радикального неприятия теософии и неоспиритуализма в любых их проявлениях.
       Думается, один лишь список авторов «Бронзового Века» произведёт впечатление: Лев Аннинский, Евгений Головин, Александр Дугин, Владимир Карпец, Юрий Мамлеев, Владимир Микушевич, Антон Нестеров, Юрий Стефанов, Александр Тарасов.
       В следующем номере пойдёт поэма Константина Кедрова «Сулепко» и большая подборка стихов покойного Генриха Сапгира...
       В то же время «Бронзовый Век» делает «ставку» и на успевших себя «заявить» молодых поэтов и литераторов, желая вовлечь их в свою орбиту. Из числа печатавшихся и сотрудничавших с «Бронзовым Веком»: Михаил Вербицкий, Алина Витухновская, Диа Диникин, Фотина Иванова, Сергей Калугин, Артур Крестовиковский, Шуга Нурпеисова, Алексей Цветков.
       «Бронзовый Век» ещё (и едва ли не в первую голову) и журнал качественных академических переводов. На его страницах не раз публиковались стихи известных зарубежных поэтов (Гийом Аполлинер, Георг Тракль, Райнер-Мария Рильке, Вольфрам фон Эшенбах, Шри Ауробиндо, Герман Гессе, Пауль Целан, Жан-Клод Ренар), причём переводы осуществлялись не только известными переводчиками (такими как Ольга Бараш и Владимир Карпец), но и гением отечественного перевода Владимиром Микушевичем. Так, в 23№ «Б.В,» было напечатано 3500 строк его перевода (первого!) грандиозной поэмы Эдмунда Спенсера «Королева Духов».
       Но также «Бронзовый Век» уделяет пристальное внимание зарубежным классикам традиционализма и сравнительного религиоведения. Многие авторы появлялись здесь со своими текстами впервые (как, например, Матжиои, прототип майринковского Сергея Липотина из «Ангела Западного окна», одним словом, личность одиозная, учитель Генона...) В 22№ был опубликован малоизвестный текст Мирчи Элиаде «Залмоксис — исчезнувший бог». Опять-таки, рассказывать об этом можно бесконечно, поэтому достаточно привести лишь имена: Рене Генон, Идрис Шах, Мигель Серрано, Мирча Элиаде, Матжиои (настоящее имя Альбер Пюйу, граф де Пувурвиль), Эжен Канселье, Франсис Бертен (традиционалист-монархист из журнала «Politica Hermetica»).
       В качестве переводчика текстов по «философской навигации» с журналом сотрудничает, присылая свои работы, загадочный житель муромских лесов, подписывающийся как Веков К.А., о котором мало что известно. На жизнь он зарабатывает сбором грибов. Кроме того, ходят смутные слухи о том, что когда-то он имел некое отношение к самому Эжену Канселье.
       Были в журнале и значительные публикации: например, главы из книги графа Алексея Уварова «Disciplina Arcani. Древнехристианское учение первых веков», не переиздававшейся с 70-х годов прошлого века.
       Но «Бронзовый Век», несмотря на то, что в традиционалистском движении он по преимуществу занимает литературно-поэтическую нишу, является также и остро полемическим журналом, бескомпромиссно отстаивающим Традицию, Православие (в самом изначальном смысле этого слова) перед лицом осатаневшего, апостасийного современного мира. Ныне на его страницах (теперь и виртуальных) и под его эгидой объединяются прежде враждовавшие силы. Одним словом, все те, кто ненавидит современный мир: от крайних ситуационистов-анархистов до радикальных эзотерических монархистов.

 
 

О. Фомин. 1993-199?.