ПРОЛЕГОМЕНЫ К ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОЙ АРТАНИИ

Предварительные замечания

Про Артанию у нас, казалось бы, заведомо знают все, кто так или иначе соприкасались с исследованиями исторических форм русской государственности в I тысячелетии по Р.Х. Однако не только вопрос о временной и пространственной локализации Артании остаётся до сих непрояснённым, но и сама тема "неумышленно замалчивается" в виду тех причин, для которых мы не находим иного определения, кроме как "бессознательный Шлецер". Хотя "норманская теория" неоднократно и разгромнейшим образом критиковалась, вопрос о дорюриковской государственности остаётся вопросом.
Нашей задачей мы полагаем сводку сообщений о загадочной Артании. Отдадим справедливость, прямые свидетельства о Артании крайне скудны и, по сути, как отмечали многие, сводятся к единому протооригиналу (сообщение аль-Балхи). Косвенные свидетельства, напротив, обширны, но систематизация последних представляется невозможной, поскольку предлагает ряд чтений, зачастую сильно дисгармонирующих, что делает их выходящими за рамки нашего рассмотрения.
Не слишком обширен и круг вторичных сообщений, где бы напрямую или косвенно упоминалась Артания: не слишком велик и не слишком хорошо доступен (то есть популярных изданий на эту тему до чрезвычайности мало, да и у специальных изданий тираж был небольшой, а то и мизерный). Отметим в числе прочего компиляцию Заходера и более старую работу Гаркави , представляющую собой авторский дайджест-перевод из текстов арабских космографов VII-X вв. по Р.Х. - "Серебряные рудники" Абуль-Хасана Али ибн-Хусейна по прозвищу Аль-Масуди, "Книга климатов" Абу-Исхака аль-Истахри аль-Фарси, "Книга драгоценных сокровищ" Абу-Али Ахмеда ибн-Омар ибн-Даста, "Книга путей и государств" Абуль-Касима Мухаммеда по прозвищу Ибн-Хаукаль, "Записки" Ахмеда ибн-Фадлана ибн Аббаса ибн-Рашида ибн-Хамада, "Книга видов земли" Абу-Зайда Ахмеда ибн-Сахл аль-Балхи, где либо напрямую говорится про Артанию, либо вообще про русов, но то же самое, что про русов-арса. Кроме этого, вторую (после Гаркави и заходеровской компиляции) попытку перевода, расширенного и дополненного, предпринял Новосельцев . Таким образом, на сегодняшний момент (насколько нам известно) существуют эти три перевода, к которым так или иначе вынужден прибегать каждый исследователь настоящего вопроса, не сведующий в должной мере в арабском или фарси.

1. Древние свидетельства о Артании

Большинство из названных арабских и персидских авторов конца I-го тысячелетия от Р.Х. сходятся на том, что русов три "вида" - Куяба, Славия и Артания. Если относительно первых двух никаких вопросов по поводу пространственной локализации естественным образом не возникает, поскольку хорошо известно, что Куяба - это Киев, а Славия или Слава - Словенск, предшественник Великого Новгорода , то в случае Артании всё проблематичнее. "Артания" не одно из возможных чтений. Существуют варианты: "Арта", "Арсания" или даже "Арба". Отталкиваясь от компиляции Заходера и переводов Гаркави и Новосельцева, о арса можно сообщить следующее: это один из трёх разрядов русов. Он "особенно страшен". В страну арса никто не проникает, так как они убивают всякого иноземца, вступившего на их землю . Они живут на острове, размером три дня пути в длину и ширину . Климат - сырой. Кругом чаща, заросли. Царя русов называют каган. Царь Артании - в Арте. Арта находится между Хазаром и Великим Булгаром. (Абу Хамид ал-Гарнати помещает "Ару" рядом с Висой, т.е. весью.) Русы многочисленны. Их страна богата. В ней большие города. Русы нападают на славян, продают их в рабство, грабят их припасы. Русы оставляют наследство только дочери. Если рождается сын, отец вручает ребёнку меч, говоря: это твоё наследство, отец приобрёл мечом своё достояние, так и ты должен поступать. Артанийские клинки можно сгибать пополам, после чего они выпрямляются . Когда русы начинают войну, то прекращают усобицы, пока не победят врага. Русы спускаются по Волге на кораблях и занимаются торговлей, но никому ничего не сообщают ни о себе, ни о своих товарах, никого не допускают в свою страну. Русы называют себя христианами. Однако знахари у них занимают привилегированное положение, они имеют власть даже над царём. В качестве жертвы богу русы убивают женщин, мужчин и лошадей. Знахарь указывает, кого следует принести в жертву, и самолично вешает того на дереве. При похоронах знатного руса в могилу, наподобие обширного дома, кладут одежду, пищу, вино, деньги; вместе хоронят живую жену для блаженства души покойного. Одежда русов и славян из льна. Из Арты вывозятся чёрные соболи, чёрные лисицы и свинец . Русы сжигают своих покойников вместе с жёнами; некоторая часть русов хоронит покойников стоя. Русы бреют бороды, а некоторые завивают и красят в жёлтый и чёрный цвет; одежда их - короткие архалуки. К востоку от области русов находится гора печенегов, к югу - река Рута, к западу - славяне, к северу - безлюдные земли севера. В 300/912-13 г. или 333/944-45 г. русы приняли христианство, ио исповедание этой веры "притупило их мечи", и они отправили четырех мужей в Хорезм, чтобы при посредстве хорезмшаха стать мусульманами.
Теперь обратимся к античным источникам, которые суть двух видов: первые упоминают имя, сходное с "арса" или "Арта", вторые сообщают о регионе, где мы предположительно могли бы локализовать Артанию. Во-первых, это Страбон, который в своей "Географии" сообщает следующее:
За Борисфеном живут роксоланы (росы-аланы по Классену), к югу от них скифы и савроматы . Кимвры жили на полуострове. После постигшего их наводнения стали разбойничать. Послали Августу Кесарю котёл, который почитали (подобные котлы использовались для того, чтобы в них стекала кровь пленников-жертв). Кимвры, по слухам (которые, впрочем, отвергает Страбон), во время наводнения выступают на стихию с оружием в руках. Страбон, ссылаясь на Посидония, указывает, что кимвры совершали походы даже до области Меотиды (т.е. Азовского моря). Отсюда "Киммерия" (Крым). Кимвры пришли в область, принадлежавшую тевристам или таврискам (они же, по некоторым предположениям, галаты св. Павла) .
"...первую часть - от северных стран и океана - населяют некоторые скифы-кочевники, живущие в кибитках, а ещё далее от них в глубь страны - сарматы (также скифы), аорсы и сираки, простирающиеся на юг до Кавказских гор ; они частью кочевники, частью живут в шатрах и занимаются земледелием" .
Страбон предполагает, что живущие между Меотидой (Азовским морем) и Каспием "аорсы и сираки являются, видимо, изгнанниками племён, живущих выше, а аорсы обитают севернее сираков. Абеак, царь сираков, выставил 20000 всадников (в то время, когда Фарнак владел Боспором), Спадин же, царь аорсов, даже 200000; однако верхние аорсы выставили ещё больше, так как они занимают более обширную область, владея почти что большей частью побережья Каспийского моря. Поэтому они вели караванную торговлю на верблюдах индийскими и вавилонскими товарами, получая их в обмен от армян и мидийцев; вследствие своего благосостояния они носили золотые украшения. Аорсы, впрочем, живут по течению Танаиса, а сираки - по течению Ахардея, который вытекает с Кавказских гор и впадает в Меотиду" .
Птолемей более скуп. Тем не менее, в своём "Географическом руководстве" он приводит сведения, претендующие на выверенную точность, сообщая координаты описываемых локусов, которые мы, впрочем, опускаем, в силу невозможности быстрой их конвертации в ныне принятые:
"Арсииты, Сабоки, Пиенгиты и Биессы возле горы Карпата" . Арсииты - сарматское племя.
Аорсы же просто упоминаются в череде других племён .
Следует отметить, что Птолемей называет Сарматию, Скифию и Сирику через запятую, как будто они смежные земли, что подтверждается тем обстоятельством, что все они на севере граничат с неизвестной землёй .
Геродот в своей "Истории" более изобилен подробностями, нежели прочие авторы. Однако интересующие нас конкретные детали у него вряд ли почерпнуть придётся. Тем не менее, приведём то, что нам кажется существенным:
Мосхи, одно из племён скифских, платили персам дань в 300 талантов, то есть были их сатрапами .
Предание об аримаспах, имеющееся ещё у Эсхила , Геродот сообщает так: "На севере Европы несомненно находится золото в огромном количестве; но как оно добывается, я не могу и этого сказать с достоверностью. Говорят, что одноглазые люди аримаспы похищают его из-под грифов" .
Геродот приводит две легенды о происхождении скифов. Первая собственно скифская: Таргитай родился в пустыне от Зевса и дочери реки Борисфена. У Таргитая было три сына: Липоксай, Арпоксай и Колаксай. При них-де упали на скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша . Братья подходили по очереди к золоту, но оно при их приближении возгоралось, так что они не могли взять его в руки. И только младший брат сумел им овладеть. Скифы же пошли от старшего брата - Липоксая. Колаксай разделил свои земли на три части и в большей хранится то золото. У понтийских же эллинов эта легенда рассказывается иначе. Согласно ей, Эхидна - женщина-змея зачала от Геракла трёх сыновей: Агафирса, Гелона и Скифа . Будины рыжеволосы и голубоглазы. Их город - Гелон, но сами гелоны - бывшие эллины и ничем на будинов не похожи . Савроматы же произошли от скифов и амазонок .
Аполлона скифы называют Гитосир . Зевса - Папай, его жену, землю, - Апи. Афродиту Уранию - Агримпаса .
Геродотовская "Скифия представляет четырёхугольник" 4000 на 4000 стадий , содержащий 6 племён, что позволило Д.С. Раевскому говорить о "горизонтальной трансформации".
Сведения прочих античных авторов менее значимы. Однако же не забудем и о них. Так, например, Гиппократ, этот первый географический детерминист, писал в трактате "О воздухе, водах и местностях" , что у скифов сырой климат, объясняя этим обстоятельством скифскую долихоцефальность. Сообщение о сыром климате, как мы помним, находит подтверждение у арабских космографов.
Маркиан в сочинении "Из Ираклии понтийской" без обиняков сообщает, что "Вендский залив" простирается "на огромнейшее пространство" .
Стефан Византийский упоминает аорсов, ссылаясь на 11 кн. Страбона . У него же - Асса, деревня в Скифии .
Гекатей Милетский в своём "Землеописании" говорит о том, что "предгорья Кавказа суть Кольские горы, а страна - Колика" . У него же есть свидетельство о том, что "мосхи - племя колхов" . Гипотетически это племенное имя следовало бы привести в соответствие с библейским "Рош, Мешех и Тувал" и позднейшим "Москва". Это существенно, поскольку параллелизм "колхи - рош" весьма разителен. "Кола" и образования от него - "золото" в некоторых финнских диалектах; также "сол" и производные от него в индоевропейских языках (золото - солнечный металл). А "рожь" - племенное имя славян , совпадающее с именем "золото" в случае этнонима "руда". Что приводит нас к имени "Артания" . Впрочем, Артанию в оптике нелинейной металингвистики мы рассматриваем в специальной работе. Поэтому вернёмся к непосредственной теме настоящей статьи.
У Евстафия, в его "Комментариях к землеописанию Дионисия" и "Схолиях к Дионисию", находим подтверждение вышеуказанному обстоятельству, пусть и косвенное, но существенное: "Харак, однако, говорит, что золотое руно есть не что иное, как способ добывания золота, записанный на кожах" . Таким образом, Колхида - земля, где владеют секретом "добывания золота" , "колхи" фонетически сближаются со "сколоты", которые суть скифы, мосхи же - одно из племён колхов. Одно из племенных имён русов - "руда" (в сущности, это одно и то же имя). Образуется некая загадочная общность. Не имя "нации", а имя "сословия".
Евстафий вслед за Геродотом поселяет аримаспов на севере Европы - Avreimne,as (неистовствующие от Арея). Земли аримаспов омывает Кронийский или "ледовитый" океан . Выше аримаспов - Рипейские горы .
Ещё же Евстафий, цитируя Дионисия, говорит в "Комментариях..." , что "источники вышеупомянутого Танаида "журчат в Кавказских горах, а сам он широко извивается там и сям по скифским равнинам"". Стало быть, замечает Евстафий, Кавказ - северная часть Тавра, где был "распят" Прометей. В "Схолиях..." он уточняет: "Истоки Танаида в "Кавказских горах", которые суть Рипейские".
Чрезвычайно любопытно то обстоятельство, что, согласно Евстафию, даки (и здесь он ссылается на Геродота, у которого они названы "даями"), как и марды, персидское племя . Следовательно, возможно, мордва - персидское племя, смешавшееся с финно-угорскими племенами. Но тогда вопрос о локализации Артании в районе Мордвинской Эрзы проясняется, поскольку известно, что русы пришли из Ирана (на это имеются прямые указания в "Зенд-авесте").
Также у Евстафия упоминаются "Росы, живущие у Ахиллова Бега" . Но это и не удивительно, поскольку Поднепровье было колонизировано "росами" едва ли не в первую очередь.
Средневековые источники изобильнее античных. Помимо упомянутых арабских, стоило бы обратить внимание ещё и на королевские скандинавские саги (в частности, "Сагу об Инглингах", открывающую "Круг земной" Снорри Стурлусона) и "Младшую Эдду", недвусмысленно повествующие о том, как старшая раса богов, ваны, жившие в устье Танаиса (Ванаквисля или Танаквисля), боролись с молодой расой богов с востока - асами. Хорошо известно, что в германских языках -р- часто редуцируется вплоть до полного исчезновения. Таким образом, перед нами арсы, живущие на востоке от устья Дона (кстати, название Азовского моря по видимости связано с именем "арса" или "ас" ). Но если следовать гипотезе Быковского о том, что одно время землёй арсов была Тамань (в те времена перешеек не связывал её с матёрой землёй), то ситуация несколько проясняется. Мифические боги-асы это и есть русы-арса, про которых в 1175 году поэт Бенуа де Сент-Мор в "Рифмованной хронике" герцогов нормандских сказал:

Между Дунаем, Океаном и землёй алан
есть остров, называемый Сканси,
и я полагаю, что это земля Руси.
Как пчёлы из ульев,
вылетают они огромными могучими роями
из тысяч и тысяч яростных бойцов,
и бросаются в бой,
выхватив мечи,
воспламенённые гневом,
как один за всех и все за одного.
Этот великий народ
может нападать на большие страны
и давать жестокие сражения,
и одерживать славные победы".

Не мешало бы это привести каким-либо образом в согласование со свидетельством Георгия Амастридского о "древнем таврическом избиении иностранцев". Помимо прочего, асы, согласно Стурлусону, были настолько сильны во всякого рода морочениях и колдовстве, что их никому не удавалось победить не только силой, но и хитростью. Правили Асгардом три аса: Высокий (Один), Равновысокий (Тор) и Третий (Фрейр).
В связи со скандинавскими источниками можно было бы ещё многое и многое сказать, но мы ограничены регламентом. Поэтому сразу же перейдём к рассмотрению работ, напрямую или косвенно посвящённых Артании. По высказанным соображениям вынуждены дать лишь краткую их сводку.

2. Исследования по Артании

Христиан Данилович Френ сопоставил показание Идриси о том, что арсы съедают чужеземцев с показанием Геродота об андрофагах скифских . Артания - ветвь мордовского племени Эрза . С этим согласны Д`Оссон и Савельев П.С. Последний также высказывал предположение о тождестве Арса с Аорсами Птолемея и Страбона . Все трое считают, что Арта - Арзамас.
Шахматов А.А. был согласен с "Эрза", но указал также на "Рязань". Остров же ибн-Даста - это всё-таки центр на южном берегу озера Ильмень - Старая Руса. Таким образом, имеем новую, оригинальную локализацию.
Г. Эверс предположил иную локализацию для Артании, называя последнюю Азовско-Черноморской Русью .
Южную версию происхождения Руси впоследствии также отстаивал В.А. Пархоменко. Он же высказал предположение, что анты - "вантиты" арабских писателей - суть вятичи русских летописей.
М.П. Погодин говорил о версии Г. Эверса как о "черноморских нелепостях". Это нетрудно понять. Погодин был норманистом . Под критикой Погодина и иже с ним Эверс отказался от хозарства Руси.
Рено понял "Арбу" как Бармию (Пермию) .
П.И. Шафарик опознал в арсиитах Птолемея славянское племя .
Ю.А. Кулаковский, пользуясь картой Птолемея, разыскал арсиетов севернее Карпат, к востоку от истоков Вислы .
В том же году Ф. Браун сообщил, что до сих пор ещё часть северозападных склонов Лесных Карпат называется Arsyka .
А.Я. Гаркави, во-первых, перевёл арабские сообщения. Во-вторых, сделал множество очевидных заключений, которые, впрочем, нуждались в том, чтобы быть проартикулированными. В частности, связал Арта, Арса с арсиетами .
А.И. Соболевского тщательный анализ названий географических местностей юга привёл к утверждению, что названия эти - иранские . Он же высказал гипотезу, что трипольская культура имеет какую-то связь до-микенской.
Ныне незаслуженно проклятый академик Н.Я. Марр первым заговорил о том, что за этнонимами скрываются тотемы . Так, например, "золото" есть этническое имя скифов-сколотов .
М. Ковалевский уточнял, что "тотемизм не всеобщее явление". Сколь не глубоко наше уважение к академику Марру, мы всё же вынуждены признать правоту Ковалевского, поскольку "золото", как и "рожь", в действительности в точном смысле слова не являлись тотемическими группами, а скорее, как уже было указано, "сословиями".
Согласно С.Н. Быковскому, Артания - это Тамань. Он пишет, что в 40-х гг. XIX в. археолог А. Ашик копал в окрестностях Керчи, а также на Таманском полуострове. Внутри кургана были обнаружены два склепа. Дверь одного из них была завалена тёсаными камнями, на которых имелась надпись краской: "ARTAENNO". У Ибн Фодлана, как справедливо замечает Быковский, сообщается, что Итиль течёт к хозарам из Руса и Булгара. "Буртасы" - мордва . Но тогда, если русы севернее "буртасов", то они живут в Междуречьи! А иначе было бы сказано, что они живут севернее угро-финнов. Быковский робко высказывает это предположение, но тут же стушёвывается, впрочем, на странице 40 он пишет: "Выше мы указали припятствие, мешающее поискам Артании на юго-востоке: описание реки Итиля (Волги). Но не вымышленное ли это припятствие, т.-е. не является ли оно лишь кажущимся? Дело в том, что известия арабов относятся к X веку, ко времени, когда началось уже усиленное движение восточных славян из Подонско-Азовской области к западу и северу (вспомним движение Мстислава в начале XI века). Славяне могли, конечно, проникнуть и к району Рязани и Арзамаса. Тем самым мы хотим сказать, что объяснения Френа, Д`Оссона, Савельева и Шахматова приемлемы, но с оговоркой относительно времени и местоположения самого центра Артании" .
Мы уже упоминали о проблеме контаминации имён двух групп. Быковский пишет по этому поводу: "Корень слова Арта, полагаем, восходит к древне-иранскому *rta, со значением благородный, могущественный. Но это, конечно, не исключает возможности искать корень и этого слова ещё в более отдалённой "доистории" языка" . "Арта" восходит к "тотему" "руда". Кровь, красный, железо (поклонение мечу у Геродота). Но прежде всего можно "предположительно сказать, что тотемом "руда" конкретно была руда золотая". Но ошибочно Быковский говорит о том, что народ тотема "рожь" (славяне) и народ тотема "руда" (русы) "слились". Можно сделать из этого такой вывод, что у "рожь" и "руда" ничего изначально общего не было, что это случайное совпадение. А это не так . Впрочем, для доказательства нашего утверждения нам понадобилась бы отдельная работа. Поэтому умолчим о причинах, подвигнувших нас на это заключение.
Быковский также сообщает о том, что прежде река Кубань называлась Вардан (что фонетически соответствует имени Артания), по Птолемею на ней находился город Корусия, а на другом рукаве Кубани, Антиките (у Птолемея - Аттикит) находился город Геруса .
Такой разброс во мнениях заставил Б.Д. Грекова в 1949 году написать: "Пока нет возможности точно определить местонахождение "Русии на острове". Может быть, эту загадку вообще не придётся разрешить никогда" .
Б. Заходер составил, как уже было помянуто, компиляцию из арабских и персидских сообщений .
А.М. Карасик производил "Артания" от угорского "tanya" - место, логово, родина и "or" - защищённый, ограждённый или "ort" - крепость, сторож. Таким образом, по Карасику, Артания - "страна на запоре", страна, "куда никого не пускают" .
А.П. Новосельцев впервые после Гаркави сделал уточнённые переводы. Подчеркнул, что в арабских текстах говорится не о "центрах", а о "видах" или "группах" - "синф". Считал, что "речь идёт о трёх больших территориальных объединениях, в состав которых входили, очевидно, настоящие племена восточных славян и других народностей" . Артания - район Ростова и Белоозера. Также привёл в связь с Артанией Сарское городище .
В.В. Мавродин напомнил, что Рязань называлась прежде Ерузянь .
А.Н. Карсанов предлагал собственную локализацию. Опираясь на заключения Ф.Брауна и Ю.А. Кулаковского, предположил, что Артания - это Галицко-Волынская земля. Ссылаясь на Абаева , Карсанов делает заключение, что "в основе интересующего нас названия третьей группы русов лежит иранское слово: arsa (скифо-сарм.), aresa (авест.), ars (осет.) - 'медведь', Avrsu~htai - "медвежатники" или "почитающие медведя". Этноним "арсиеты" дан славянскому племени со стороны (аллоэтноним) причерноморских аланов, южных соседей славян .
В. Чаjкановић соотнёс бога Триглава с русским богом Трояном и преисподними богами - Гекатой, Гермесом Трисмегистом .
А.П. Ковалевский продолжил линию Чаjкановића, отождествив Чёрную гору Масуди с Карпатами. У лужицких сербов - гора Corny boh. Гора Prasica, гора Biely boh . Он же показал, что сообщение Масуди о домах славян восходит к труду арабского астролога IX в. Абу Машара, то есть обнаружил символизм сообщения Масуди, символизм, который мы подробнейшим образом разбираем в "Священной Артании".
Топоров В.Н. и Иванов В.В. писали, что Чернобог тождествен славяно-балтийскому Триглаву, у которого три центра почитания: Бранибор (Бранденбург), Волин и Щецин. В связи с этим не мешало бы напомнить сообщение Саксона Грамматика, согласно которому, на о. Рюген было три святилища трём богам: Руевиту (главный бог), Поревиту и Поренуту. А ещё сообщения Адама Бременского и Титмара Мерзебургского, которые писали про балтийских славян-лютичей и их треугольный город - Ретру, двое ворот открыты для всех, третьи же (маленькие) ведут к озеру, на берегу которого находится священная роща. В Ретре, согласно этим авторам, почитают бога Сварожича. Таким образом, перед нами тернерная структура.
В.Я. Петрухин в работе "Три "центра" Руси" непосредственно наложил принцип тернерности на Артанию саму по себе и вместе с Куябой и Славией. То есть сделал качественно иной, по сравнению с предыдущими, шаг. Особое внимание Петрухин уделил русскому богу Трояну, о котором свидетельствует не только "Слово о полку Игореве", но также, косвенно, "Хождение Богородицы по мукам". Троян - божество ночи, зимы, снега, отчасти соотносимое с иранским Траэтаоном-Феридуном .
И.В. Дубов писал о том, что "в IX-X столетиях северо-западная часть Волго-Окского междуречья уже была важной древнерусской областью, игравшей ведущую роль в международных связях, занимавшей ключевое положение на древнейшем водном пути по Волжской системе и имевшей непосредственные контакты с Волжской Булгарией, где арабы и черпали все свои сведения о странах Восточной Европы и где сформировались предания о трёх объединениях русов - Славии, Куявии, Артании" .
Вслед за ним даже крайне осторожный Х. Ловмяньский локализует Артанию в "бассейне Волги и Оки" .
Б.А. Рыбаков предлагает весьма оригинальную локализацию для Артании, которая, к сожалению, плохо выдерживает критику. Он расположил все три центра в Поднепровье: Куяба (Киев), Славия (Переяславль), Арта (Родень - Родня) .
И.Н. Вязинин увязал "Остров русов" с находящимися на территории нышней Новгородской области соляными ключами, рекой Порусьей и рекой Полистью . Остров - Осередок - Серёдка.
М. Войлошников и вовсе, ничтоже сумняшеся, приписал "Остров Русов" к Новгороду .
В. Паранин достаточно резонно локализует остров Рус (Гарду) между Финнским заливом, Ладожским озером и озером Вуоксой . Мы ничего против не имеем. Но какое тогда отношение имеет этот остров к Артании? Ведь под описания арабов он подходит только с очень большими натяжками.
Наконец, Р.А. Доманский пишет о том, что Остров Русов - это междуречье Волги, Оки, Дона и Днепра. Сарматский разлив Птолемея, по предположению Доманского, не Балтийское море и не ледовитый океан, а пресноводное море весенних разливов низменности. Восточная Европа - прародина человечества, так как только здесь возможно было с помощью огня в течении нескольких лет получать небывалый урожай "сам 150" .
Таково разногласие по поводу Артании. Теперь настало и нам вплести свой голос в этот нестройный хор в надежде хотя бы отчасти его гармонизировать.

3. Наша версия

Мы, ни на минуту не поколебавшись, предлагаем нашу локализацию для Артании в регионе Междуречья Оки и Волги. Для этого у нас есть весомые основания. Дело в том, что все предыдущие исследователи работали исключительно с письменными источниками, топонимикой и лингвистическим материалом в целом. Мы же имеем ещё кое-что. У нас нет иных слов кроме как Божий Промысел по отношению к тому, что нам удалось узнать.
Дело в том, что в одном из районов Рязанской области, а именно в деревне Ермишь, известна легенда о трёх братьях - трёх царях-волхвах, по имени Касым, Кадм и Ермус, которые правили некогда здесь Артанией. Местоположение настоящей деревни весьма удалённое от областного центра (Рязани) и тем более Москвы. Так что чрезвычайно маловероятно то, что эта легенда столичный "импорт". Тем более, что тема Артании не слишком хорошо освещена и для столичного научного сообщества. Легенду сообщил нам историк и переводчик Владимир Карпец, занимающийся вопросами геральдики, сакральной географии и истории алхимии.
Более того, сказка о трёх попах содержится в романе Пильняка "Мать сыра-земля", действие которого развивается в Кадомском уезде (что уже само по себе характерно), неподалёку от горы Медынской. А героиню романа по странному стечению обстоятельств зовут Арина Арсеньева (удвоенный корень "ар"-"арс"). Сказка смеховая, всё заканчивается нелепой гибелью трёх похотливых попов, которые жили в селе, а оно "было большое и в ём, заметьте, три церкви разным богам" . Не есть ли эта сказочка побочный продукт евангелизации? Было бы неплохо узнать у самого автора, от кого он услышал эту сказку и при каких обстоятельствах. Но такой возможности у нас нету.
Легенда о Артании подкрепляется топонимикой. Во-первых, Арсаки - населённый пункт примерно на середине пути между Сергиевым Посадом и Александровым. Деревня Арсамаки - по дороге из Владимира в Гусь-Хрустальный. Местные жители нам объяснили, что это название, дескать, татарское, что сюда некогда дошли татары и с ними была большая битва (какая именно - они затруднились уточнить), отсюда топонимы Арсамаки и Побойки. В "Священной Артании" мы приводим Арсамаки в соответствие с греческим "arsamaci.a. Кстати, похожее слово - сиромахи - мы находим в южнорусском диалекте. Так жители более тёплых мест называют волчье племя. Корень "сир", как мы намереваемся показать в дальнейшем, идентичен корню "арс" и означает "царь", "господин". Таким образом "сиромахи" - это те, кто грызут "царя" - медведя (во многих индоевропейских языках медведь - "арк" или "арт"). Кроме того, имя "Арсамаки" - всего лишь фонетический вариант от "Арзамас"". То, что здесь использовано греческое слово не так уж невероятно. Так, например, на раскопках в Плёсе была найдена чаша с надписью Dion. Причём надпись была явно местного происхождения. А Плёс-Чувиль, согласно нашей реконструкции, был не просто городом на территории Артании, но одним из трёх её центров. Ещё следовало бы указать на деревню Ардабьево неподалёку от Гуся-Железного. Но если это покажется натяжкой, то мы приведём нечто более существенное. От одной из обитательниц Гуся-Железного нам довелось узнать, что некогда жители близлежащих деревень дразнили друг друга следующим образом. Жителей деревни Лався звали фарфылями, жителей Чауры - талалаями, а вот жителей Чуликсы - Арзя вшивая. Здесь, как нам кажется, мы имеем промежуточный фонетический вариант между Эрзя и Арса.
Что же касается "Острова Русов", то, по всей видимости, Артания и была таковым 1000 лет назад. С тех пор её гидрография сильно менялась, вплоть до сегодняшнего состояния. Однако это вопрос отдельный, выходящий за рамки настоящего обзора.
   
 

1 Заходер Борис. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX-X вв. - М.: Изд-во вост. лит., 1962.

2 Гаркави Авраам Яковлевич. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII века до конца X века по Р.Х.) - Спб.: Типография Императорской Академии Наук, 1870.

3 Новосельцев А.П., Пашутов В.Т., Черепин Л.В., Шушарин В.П., Щапов Я.Н. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.

4 В оригинале - "синф". Впервые зафиксировал внимание на том, что речь идёт именно о "разрядах" (под которыми можно понимать всё, что угодно), а не о "центрах" - Новосельцев А.П. А точнее, он считал, что "речь идёт о трёх больших территориальных объединениях, в состав которых входили, очевидно, настоящие племена восточных славян и других народностей". Новосельцев А.П. Восточные историки о славянах и Руси VI-IX вв. - В кн.: Новосельцев А.П., Пашутов В.Т., Черепин Л.В., Шушарин В.П., Щапов Я.Н. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 408-419.

5 Хотя гиперкритицистский взгляд не преминул бы долее задержаться на подобных соотнесениях, мы предпочтём оставить подобное рассмотрение за пределами нашего очерка, так как эти соотнесения не являются нашим сильным тезисом.

6 Заходер Борис. Каспийский свод... С. 31-33.

7 Идриси прибавляет: "и съедают", что Френ приводит в связь с показанием Геродота о скифских андрофагах.

8 Первым отождествил "Остров Русов" с Артанией - Ибн Русте.

Об этом говорит арабский аноним Худуд ал-Алам. И.В. Дубов критикует это показание потому что, дескать, помянутым качеством отличались мечи франков, а мечи русов, мол, были ломкие.

Узели предлагал вариант "олово".

Страбон. География. II. V. VII.

Op.cit. VII. II.

Следует заметить, что под Кавказом античные авторы понимали самые различные локусы. И прежде всего Среднерусскую возвышенность (она же, по видимости, и пресловутые Рипэйские горы, делящие Евразию на Европу и Азию), откуда берут начало несколько великих русских рек, что в точности соответствует её описаниям. Впрочем, как и Рипэйских гор, которые ещё соотносили с Уралом.

Op.cit. XI. II. 1.

Op.cit. XI. V. 8. Не есть ли в этом случае Ахардей - другое название Танаиса-Дона? Ведь последний, как известно, впадает именно в Меотиду, т.е. Азовское море.

Птолемей. Географическое руководство. III. V. 8.

Op.cit. III. V. 8.

Op.cit. VII. V. 2.

Геродот. История. 6. III. 94.

Эсхил. Пром. 802.

Геродот. История. 7. III. 116.

При всей категоричности нашего обещания не "вчитывать", не можем удержаться от соблазна отождествить эти четыре предмета с символами четырёх "варн", которые в различных модификациях наблюдались у всех арийских переселенцев: плуг - "вайшьи", ярмо - "шудры", секира - "кшатрии" и чаша - "брахманы". Хотя, строго говоря, среди ариев не было "шудр", так как последними становились инородцы, автохтоны тех земель, куда приходили арии.

Op.cit. 2. III. 2. 5-10.

Op.cit. 8. IV. 12.

Op.cit. 8. IV. 13.

Что может быть прочтено как "царь гетов". Попытки соотнести гетов с русами предпринимались неоднократно по самым разным поводам, и, как полагаем, небезосновательно.

Op.cit. 7. III. 59.

Op.cit. 8. IV. 11. 101.

Латышев В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. Т.1. Греческие писатели. Вып. I. Спб., 1893. С. 57.

Маркиан. Из Ираклии понтийской. II. 39.

Латышев В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. Т.1. Греческие писатели. Вып. I. Спб., 1893. С. 254.

Там же. С. 255.

Гекатей Милетский. Землеописание. Fr. 186.

Op. cit. Fr. 188.

Книга пророка Иезекииля. 38:1, 39:1 и др.

Согласно С.Н. Быковскому, здесь имеет место контаминация двух "тотемов" - "золото" (русы) и "рожь" (славяне).

Быковский С.Н. К вопросу о трёх древнейших центрах Руси. Вятка, 1928. С. 36 и 68-70.

Евстафий. "Комментарии к землеописанию Дионисия". 689.

На вопрос о том, что это за секрет мы пытаемся дать ответ в нашей развёрнутой работе "Священная Артания".

Евстафий. Комментарии к землеописанию Дионисия. 31-32.

Op. cit. 47.

Op. cit. 663.

Евстафий. Схолии к Дионисию. 7.

Евстафий. Комментарии к землеописанию Дионисия. 305.

Op. cit. 302.

Имя "ас" совпадает также с древнерусским местоимением 1-го лица ед.ч. Если же вспомнить, что божеством русов, по крайней мере в одном из своих аспектов, а именно аспекте непрерывного проявления, был Ясень (по Классену "Есмень"), Ясень - язык, на котором произрастают цветы-азики, имена, то становится понятным инициатический смысл формулы "аз есмь" (то есть "я - ясенев" или "я божий"), соответствующей индуистскому "то твам аси".

Ibn-Foszlan, стр. 208.

Ibn-Foszlan, приложение I, стр. 162 и след.

Des peuples du Caucase, p. 220.

Мухамм. Нумизматика, стр. CXVIII и след.

Мухамм. Нумизматика, стр. CXX, прим.

Г. Эверс. Предварительные критические исследования для Российской истории. М., 1826., с. 197.

Погодин М.П. Исследования, замечания и лекции. М., 1846, с. 115.

Geographie d`Aboulfeda. T. II, p. 306 note.

Шафарик П.И. Славянские древности. Т. I, кн. I. М., 1847. С. 342.

Кулаковский Ю.А. Карта Европейской Сарматии по Птолемею. Киев, 1899.

Браун Ф. Разыскания в области готославянских отношений. Спб., 1899. С. 159.

Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. Спб., 1870. С. 201.

Соболевский А.И. Русско-скифские этюды, в Изв. отд. русск. яз. и слов. А.Н., 1921, т. XXVI и 1922, т. XXVII.

См. напр.: Марр Н.Я. К вопросу о происхождении племенных названий этруски и пеласги, в Зап. восточн. отд. Археолог. об-ва, т. XXV, с. 301-306. Или: Марр Н.Я. Из переживаний до-исторического населения Европы племенных или классовых в русской речи и топонимике. С. 16 и 19.

Марр Н.Я. По этапам яфетической теории, с. 233 и 345.

есть даже гидроним Буртас.

Быковский С.Н. К вопросу о трёх древнейших центрах Руси. Вятка, 1928. С. 41.

Что мы, вслед за Германом Виртом, и сделали в нашей работе "Священная Артания". Вирт же говорил о протокорне -dr- - -tr-, -rd- - -rt-, призванном обозначать идею центра и вращения. См.: Вирт Герман. Священный Год. // Конец света. Альманах "Милый Ангел" - М.: Арктогея, 1998. С. 178.

Быковский С.Н. К вопросу о трёх древнейших центрах Руси. Вятка, 1928. С. 36 и 68-70.

Там же. С. 40.

Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1949, с. 442.

Заходер Борис. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX-X вв. - М.: Изд-во вост. лит., 1962.

Карасик А.М. К вопросу о третьем центре Древней Руси. // "Исторические записки", 1950, № 35. С. 304-305.

Новосельцев А.П. Восточные историки о славянах и Руси VI-IX вв. - В кн.: Новосельцев А.П., Пашутов В.Т., Черепин Л.В., Шушарин В.П., Щапов Я.Н. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 408-419.

Там же. С. 418.

Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л., 1978, с. 126.

Абаев В.И. Скифо-сарматские наречия. - В кн. "Основы иранского языкознания. Древнеиранские языки". М., 1979. С. 279-280.

Карсанов А.Н. К вопросу о трёх группах русов. В кн.: Герменевтика древнерусской литературы X-XV вв., сб. 3. М., 1992, с. 5-13.

Чаjкановић В. Мит и религиjа у Срба. Београд, 1973, с. 339-366.

Ковалевский А.П. Аль-Масуди о славянских языческих храмах. В кн.: Вопросы историографии и источниковедения славяно-германских отношений. М., 1973.

Петрухин В.Я. Три "центра" Руси. Фольклорные истоки и историческия традиция. В кн.: Художественный язык средневековья. - М.: 1982, с. 143-158.

Дубов И.В. Северо-восточная Русь и "Арса" арабских источников. // Вестник Ленинградского университета, 1981, № 8. История, язык, литература. Вып. 2. С. 22-29.

Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв., М., 1982.

Вязинин И.Н. "Русы живут на острове". // "Вопросы истории", 1994, № 9, с. 152-156.

Войлошников М. Остров Русов. // "Вокруг света", 1994, № 5. С. 12-16.

Паранин В. Корела, она же Русь Начальная. // "Родина", 1995, № 12. С. 12-15.

Доманский Р.А. Таинственный эпицентр в Руси. // "Держава", 1997, № 1, с. 72-75.

   



Олег Фомин
ПРОЛЕГОМЕНЫ К ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОЙ АРТАНИИ